О независимом книжном «Циники» в Нижнем Новгороде

Пост обновлен апр. 22

Галя Рогова, основательница книжного «Циники», рассказывает о книжной среде в Нижнем, панковском духе «Циников» и специфике продаж зинов.

Привет! Я Галя Рогова.

Географическим разнообразием мой жизненный путь не отличается: родилась в Горьком, живу в Нижнем Новгороде. По образованию — магистр социальной работы (окончила факультет социальных наук). Успешно поучилась год в аспирантуре по специальности «социология культуры», но, словив экзистенциальный кризис, так же успешно ее покинула и стала обустраиваться в другом направлении — семейном. Сама не заметила как, но сейчас у меня уже двое детей. И книжный магазин. Ого, ничего себе.



Мои любимые книжные: в Москве — «Ходасевич», в СПб - «Все свободны». Недавно побывала в «Смене» в Казани, тоже очень понравилось. Но это всё уже супер высокий уровень, известные места, существующие не первый год. Мы на их фоне выглядим пока младенцами с погремушками в виде книг.

...Решение об открытии книжного пришло, как говорится, спонтанно. Такие вещи обычно характеризуют словом «озарение». Сразу появилось название - «Циники». Это реверанс в сторону нашего земляка, замечательного писателя Анатолия Мариенгофа и его одноименного романа, который в свое время произвел на меня сильнейшее впечатление. Затем постепенно сложилась концепция — хотелось создать культурный центр (с выставками, встречами, презентациями), небольшое локальное сообщество единомышленников.


Нормальные люди пишут бизнес-планы, продумывают мелочи, дизайн шкафов, освещение (для идеального селфи). Выбирают красивое здание «с историей», изучают конкурентов. Многие предпочитают накопить определенную сумму, чтобы уж если бабахать, то бабахать — с ковровыми смм-бомбардировками, «Геометрией» на открытии, рекламой на всём, что имеет поверхность итд.

Нашу бизнес-модель я описываю как «дебилизм и студвесна».

Первое означает, что погружение в дело идет мгновенно, максимально рискованно, с горящими мозгами (куй, пока горячо). Второй компонент обозначает использование простых материалов для создания нечто вроде шоу (читай — из г**на и палок). Кто-то сказал, что это и есть DIY (впрочем, справедливо).

Окей, я немного лукавлю. Кое-какие изыскания я всё-таки проводила: мониторила англоязычный интернет и выяснила, что сейчас по всему цивилизованному миру идет аналогичная тенденция, связанная с появлением небольших книжных магазинов, живущих «по соседству». А если точнее, в США с 1998 года наблюдается настоящий букстор-бум. На этот процесс повлиял выход фильма «Вам письмо» («You've Got Mail») с Томом Хэнксом и Мэг Райан. Сюжет крутится вокруг противостояния «магазинчика за углом», где работают влюбленные в свое дело энтузиасты, и гигантского книжного универмага под руководством акул бизнеса. Фильм очень трогательный, посмотрите при случае.

Смысл в том, что в мире, переполненном лайками, рекомендациями и смешными картинками, человек теряет что-то очень важное, что-то очень человечное. Я не философ и не хочу писать сто листов про то, что «всё плохо» (тем более, что это не так). Я только хочу сказать, что существует колоссальная разница между фотографией на экране и фотографией, которую ты держишь в руках или видишь на выставке. Открытка, которую ты подписал и даришь человеку лично, а не пересылаешь в чате, заряжена на любовь гораздо сильнее. Бумажные страницы с иллюстрациями до сих пор приводят в восторг многих, ведь пдф ничем не пахнет...

Короче говоря, доказав себе, что я такая же прогрессивная, как американцы и англичане, я бросилась на амбразуру андеграунд-просвещения.

Конечно, с затратами в пять рублей ничего бы не получилось. Спасибо моему мужу, который поддержал эту безумную идею с магазином и нашел в нашем тайничке кое-какую сумму. Остальные заботы легли на меня.



В итоге что мы имеем: расположенное в уютном полуразрушенном дворе, прямо в центре города помещение в 40 метров, соседствующее с приемным пунктом химчистки, каким-то крошечным офисом типа «зож» и еще парой фирм-однодневок, хозяев которых мы никогда не видели и вряд ли увидим. Очень тихо. Чисто. Практически ни души. Пространство разделено на две части (как две комнаты): в одной — книжки, в другой — зал с диваном, проектором и ровными отремонтированными стенами для выставок. Могла ли я мечтать, что к нам сюда приедет выступать Юля Накарякова (ex-Лемондэй), а даты для проведения скромных, но интересных событий будут бронироваться на два месяца вперед?



Сделаем лирическое отступление и расскажем о том, как обстоят дела с книжными в НН. Главное — они есть. Крупные магазины формата «Дом книги», сетевые в ТЦ, лавка при центре современного искусства и один независимый - «Полка». И этого всё равно мало. Городу с потрясающим культурным и творческим потенциалом, утонувшему в однотипных бургерных и кофейнях, нужен был еще один культурный герой.

Задачи перещеголять всех у нас не было и не будет, потому что у нас — своя тема: современная визуальная культура, ее актуальные исследования, отборная художка и букинистика. По сравнению с другими книжными, у нас книг не очень много, каждая в единственном экземпляре, поэтому обычно в разговоре я описываю нас как шоу-рум.

Отдельный пункт - это зины, которые в НН надо еще поискать. И здесь мы реализуем еще одну важную миссию — рассказываем и показываем гостям, чтО такое зины, какие они бывают, и почему они требуют к себе особого отношения.

Если с классическими книгами всё более-менее понятно, то работа по зинамтребует особой подготовки, потому что продавцу надо ответить на два покупательских вопроса: 1) Что это такое? 2) Почему так дорого? Но определенный интерес они вызывают, потому что в НН ими никто не занимается.

Мне зины напоминают детство, когда почти каждый делал свои собственные книжки на разные темы. У меня, например, был комикс про дружбу гусенка и утенка (один спасал другого от злого орла), паспорт кошки и мини-буки типа «овощи» и «фрукты». В сознательном возрасте я сделала чисто для себя два зина — это «Ира» и «Глядь». В планах — фотозин (увлекаюсь фотографией).


Первый зин, с которого началась моя коллекция, - это журнал фотографий Кости Тишше «догз ит кэтс», который он прислал мне по почте. (Имела честь участвовать с Костей в совместной выставке у нас в Нижнем.


Затем на книжном фестивале я зацепила работу от «саня х саня» (в меру депрессивный самиздат) и еще несколько других авторских книжек, каждая из которых была такой особенной, что мне не хотелось, чтобы они вообще заканчивались. Помните раньше были всякие «анкеты для друзей» с секретиками, блестящими гелиевыми ручками, наклейками от жвачек и переписанными текстами песен? Вот мне кажется, что зины — это про такое. Что-то очень личное, со своим лицом и характером. Это иной, завораживающий способ самовыражения. Конечно, кто-то скажет, что изначально зины были другие — с политическими статьями и лозунгами, про острые социальные вопросы и так далее. И цели у них были другие. Потом появились панковские фанзины — это тоже немного другая история. Но идея всё равно общая — инициативные ребята берут и делают самиздат-продукт. Потому что не могут не делать. Творчество становится осязаемым. Это анти-инстаграм.

Отдельно стоящий шедевр — это «Ижевск под водой», единственный в своем роде. Зин, про который без преувеличения можно сказать - «Вещь!». Яркий пример того, что как бы круто он не выглядел в диджитале, держать в руках три книжки, скрепленные деревянными планками — совсем другое дело.






Сейчас мой любимый зин — это «Неизвестный человек». Абсолютно безбашенный журнал, который помогает жить и что-то делать дальше, даже если порой опускаются руки. Плюс ко всему, он дает возможность почувствовать себя умненьким — попробуй разгадай кроссворд «Неизвестность» и «Ребус дня».



Примечательно, но в НН мне посчастливилось поучаствовать в создании двух самиздатовских журналов: «Что еще сжечь в Нижнем» и «Особый купаж: хроника, выжатая из затасканных маек с группами» (Дима Хлклл, Ваня Пп). Ни того, ни другого уже не найти, всё распродано, подарено-передарено.

Когда еще только готовила открытие «Циников», находила зиноделов через соцсети и писала им напрямую, получала книжки на почте. Сейчас удобнее закупать сразу несколько экземпляров разных авторов на арт-маркетах.

Планы у «Циников» простые — не закрыться в первый год работы и не перейти в онлайн-режим, иначе зачем это всё :) Будете в Нижнем Новгороде — заходите на огонек.


Звони в Benzine по +79163351297 или +79169114568